«Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и Человеческом праве» (Коричая, гл. 48).
Брак – просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Только в браке возможно полное познание человека, видение другой личности. Это познание дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.
Эта полнота еще углубляется возникновением из двоих, слитых вместе, третьего – их ребенка.
Через таинство Брака даруется благодать и на воспитание детей. Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого Крещения, тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности.
Что создает проблемы в браке?
Это, конечно, человеческое себялюбие, гордость и нежелание уступить другому. Преодолеть их можно только усилием обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными страстями, подтачивающими его духовное основание – любовь.
Церковно-канонические препятствия к браку:
1. Церковью не благословляется вступать в брак более, чем три раза, что допускается гражданским законодательством.
2. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства.
3. Венчание не состоится, если оба или один из брачующихся объявляют себя убежденным атеистом.
4. Если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.
5. Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
6. Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (между троюродными братом и сестрой или наоборот).
7. Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
8. Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником, между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство). Поскольку согласно канонам при крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник (крестный) является данью традиции и, следовательно, нет канонических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Однако благочестивый обычай запрещает такие браки, поэтому во избежание соблазна следует испросить специальных указаний от правящего архиерея.
9. Безусловно не венчается брак, если хотя бы один из супругов не исповедует христианскую религию (мусульманство, буддизм, иудаизм, язычество). Для венчания с католиком или протестантом требуется разрешение архиерея.
10. Отсутствие родительского благословения не является препятствием к венчанию, хотя является и весьма прискорбным фактором, конечно, при условии совершеннолетия жениха и невесты. Кроме того, часто родители-атеисты препятствуют церковному венчанию своих детей. В таком случае благословение на это таинство дает священник.
11. Что же касается совершеннолетия жених и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, то поскольку без выполнения этих условий не может быть предварительно зарегистрирован гражданский брак, Церковь при наличии свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств.
Венчание не совершается:
1. В течение всех четырех постов.
2. На Светлой (Пасхальной) Седмице.
3. Во время Сырной Седмице (Масленицы).
4. От Рождества Христова (с 7-го января) до Крещения (19 января).
5. Накануне двунадесятых праздников (Рождество Христово, крещение, Благовещение, Пасха, Троица и т. д.).
6. По вторникам, четвергам и субботам – в течение всего года.
7. 11, 26 и 27 сентября – в связи со строгим постом ради Усекновения головы Иоанна Крестителя и Воздвиженья Креста Господня.
8. Накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме – свои).
9. При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может сделать правящий архиерей.
Советы венчающимся.
1. Чтобы венчание стало истинным праздником, следует заранее договориться о месте и времени его проведения, а также его организации.
2. В церкви понадобится свидетельство о регистрации брака в ЗАГСе, поэтому бракосочетание проводится раньше венчания.
3. При возникновении препятствий у пары к венчанию следует обратиться к архиерею или митрополиту с прошением, и он рассмотрит все обстоятельства; при положительном разрешении он издаст резолюцию, по которой венчание совершается в любом храме.
4. Очень важно, чтобы молодожены присутствовали на Божественной Литургии перед венчанием и причастились Тела и Крови Христовой. Поэтому супругам нужно приходить в храм до начала службы, исповедаться, ничего не пить, не есть и не курить накануне и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных сношений. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за Литургию и Причащаются.
5. Присутствие друзей и родственников за Литургией желательно. Но в крайнем случае они могут прийти к началу венчания.
6. Фотографировать и снимать на камеру венчание разрешается.
7. Обручальные кольца заранее отдаются священнику для освящения их на Престоле.
8. Нужно иметь при себе кусочек белого полотна или рушник, на котором будут стоять новобрачные.
9. У невесты должен быть головной убор и минимум косметики.
10. Нательные крестики обязательны для обоих.
11. По традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей, которые держат венцы над головами брачующихся во время венчания. Свидетели должны быть крещенными.
Последовательность венчания
По окончании Литургии жених и невеста стоят в притворе храма лицом к алтарю; жених — справа, невеста – слева. Во время обручения священник дает брачующимся зажженные свечи – символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, затем невесте и трижды меняет их, говоря: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божьей (имя)». После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает, свободно ли их желание вступить в брак. «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя), которую здесь пред собою видишь?» Жених отвечает: «Имею, честный отче». То же самое спрашивается у невесты. Священник спрашивает: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?», на что жених должен ответить: «Нет, не связан». Тот же вопрос задается и невесте.
Итак, жених и невеста подтвердили пред богом и Церковью нерушимость и непоколебимость своего желания вступить в брак. Этим заканчивается чин обручения и начинается непосредственно Венчание.
Священник возглашает: «Благословенно Царство…» И после краткой ектении произносит три молитвы, в которых испрашивается благословение Божье на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Завета.
Теперь наступает главный момент таинства. Выносятся из алтаря венцы (короны) и священник, взяв венец, знаменует крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. При этом говорит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божьей (имя)». Благословив таким же образом невесту, дав ей приложиться к образу Богородицы, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божья (имя) рабу Божьему (имя)».
Потом священнослужитель, воздев руки к Богу, трижды торжественно произносит: «Господи, Боже наш! Славою и честью венчаю их!» После этого читается отрывок из апостольского послания и Евангелия.
Затем приносится чаша с вином, священник читает над ней молитву, трижды благословляет и дает испить попеременно то жениху, то невесте. Это символически – как общая чаша, так и общая судьба у супругов с общими радостями и скорбями.
После этого священник соединяет руки новобрачных, укрывает их эпитрахилью и трижды обводит вокруг аналоя. Это означает их вечное шествие рука об руку по жизни.
По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами: «Возвеличешися, женише, яко же Авраам, и благословися, яко же Исаак, и умножишися, яко же Иаков, ходяй в мире и делай правде заповеди Божия». «И ты, невеста, возвеличися, яко же Сара, и веселися, яко же Ревека, и умножися, яко же Рахиль, веселящийся о своем муже, хранящий пределы закона, зане тако благоволи Бог».
Далее, согласно обычаю, молодые подходят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – Большой Богородицы, здесь же священник дает им Крест для целования. Хор поет: «Многая лета» — трижды. Священник произносит поздравительные слова. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.
Суеверия, связанные с венчанием.
Языческое прошлое нашего народа дает о себе знать различными суевериями. Так, существуют поверья о том, что случайно упавшее кольцо или погасшая свеча (венчальная) пророчат всевозможные несчастья, трудную семейную жизнь или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, что кто первым из новобрачных ступить на расстеленный рушник, тот будет главенствовать в семье.
Все эти вымыслы не должны вас беспокоить, потому что их творец – сатана, которого называют отцом лжи. А к падению кольца или потухшей свече нужно относиться спокойно – всякое бывает.
Венчание второбрачных
Церковь на второй брак смотрит неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческой немощи. Долгое время священники вообще не венчали людей, вступивших во второй брак. Но такая строгая дисциплина прекратила свое существование уже в XI веке. Впоследствии Церковь стала благословлять вторые и третьи браки. Появилось «последование о второбрачных», которое практически не отличается от обычного венчания, только к нему прибавляются две покаянные молитвы.
По чину второбрачных венчаются те пары, где и жених, и невеста вступают в брак второй раз. Если же кто из супругов венчается в первый раз, то венчание совершается по обычному чину.
Венчаться никогда не поздно
В безбожное время много семейных пар жили без благословения церкуи. При этом много невенчанных супругов хранят друг другу верность, воспитывают детей и внуков в мире и согласии. Но по каким-то причинам не хотят венчаться. Церковь же никому не откажет в благодати Таинства, даже если супруги находятся в преклонном возрасте. Как свидетельствуют священники, те пары, которые венчались в зрелом возрасте, более серьезно относятся к Таинству Брака, чем молодые люди. Конечно, это не есть причиной, чтобы венчаться и получить благословение Божье на семейную жизнь не сразу. Молодой паре венчаться обязательно. Просто для себя нужно решить: «что для нашей семьи означает венчание — просто некий церковный обряд или, может быть, дань моде?»
Итак, одно ясно совершенно точно – венчаться никогда не поздно, если вас терзают какие-то сомнения, нерешительность, может, знакомые или родственники говорят: «Зачем тебе это нужно?» Знаете, пришедшего в Церковь человека и желающего получить от нее благословение и благодать, она никогда не отвергнет.
Расторжение церковного брака
Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин (например, обмана при произнесении свадебных клятв).