О просфоре, антидоре и артосе

просфораПросфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино (т.е. оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары раздавались верующим.

Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры для церкви, принимая в качестве пожертвования и деньги.
Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой, и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равный крест с надписями IC и ХС (Iисус Христос) над перекладиной креста, а под перекладиной – НI и КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи – животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, ведущей человека к Царству Небесному, которое Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготавливаются верхняя и нижняя часть просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.

Печать на верхней части просфоры знаменует печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и человеческой природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Своем воплощении это нарушенное грехопадением устройство.
Просфору можно получить за свещным ящиком после литургии, заказав ее предварительно до начала богослужения и подав записку «О здравии» или «Об упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется «вынутой».
В конце литургии молящимся раздается антидор – маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов «анти» – вместо и «ди орон» – дар, т.е. точный перевод этого слова – вместодарие.
«Антидор, – говорит святой Симеон Солунский, – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и середина которого была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший Божественные слова, преподается вместо Святых Таин тем, которые не причащались их».
Антидор должно принимать благоговейно, целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви антидор должен быть вкушаем только в храме, натощак и с благоговением, потому-что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Господню, от которого он получает небесное освящение.
Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий для всех членов Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая. Артос освящается на Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы лежит перед Царскими вратами, и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса восходит к самому началу христианства. В сороковой день по Своем Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенном воспоминании о Господе – они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
Артос освящается особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Пасхи, на литургии после заамвонной молитвы. Освященный артос ставится на солее перед образом Спасителя, где он лежит в течение всей Светлой седмицы. В Светлую субботу (или, где нет службы в тот день, то в Фомино воскресенье), в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

 

Из материала Сретенского монастыря в Москве