О святой воде

св водаВсю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода  (по-гречески «агиасма» – святыня).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой приемля святую воду в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, – писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силу к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Принимаемая с верой и молитвой, она врачует наши телесные болезни. Преп. Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им выпить из чаши святой богоявленской воды. Преп. Амвросий Оптинский послал смертельно больному бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды – в самый день Богоявления, а также накануне, в Крещенский сочельник. Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма – не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, тесная взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как на втором месте после Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Крещенская вода – это святыня, которая должны быть в доме каждого православного христианина и которую нужно бережно хранить.
Кроме крещенской воды православные христиане часто пьют воду, освященную на молебнах, совершаемых в течение всего года (малое водосвятие). Обязательно малое водосвятие совершается Церковью в день Происхождения (т.е. изнесения) Животворящего Креста Господня (1/14 августа) и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им женщине-самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила, с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, – говорил затворник Георгий Задонский, – тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Из материала Сретенского монастыря в Москве